Взаимодействие ДОУ и семьи

Раздел 1
1.1. Общие положения
Семья является основным фактором воспитания и развития личности ребенка. Дошкольное образовательное учреждение в свою очередь оптимальным педагогическим пространством для становления родителей как воспитателей ребенка.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если воспитатели и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого сотрудничества должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательно-воспитательные задачи, а так же пути достижения намеченных результатов.
Формирование взаимодействия педагогов и родителей – одна из главных задач работы дошкольного образовательного учреждения. Уровень взаимодействия обеспечивает тот или иной уровень готовности родителей к сотрудничеству и участию, как в образовательно-воспитательной деятельности, так и в организации и поддержки дошкольного учреждения.
Именно формирование взаимодействия в единстве его компонентов: знаний, умений, навыков и потребностей является основной задачей деятельности детского сада в рамках работы с семьей.
Семья и дошкольное образовательное учреждение выступают как партнеры, деятельность которых направлена на создание оптимального единого пространства, окружающего ребенка, дающего ему возможности для полноценного всестороннего развития и самореализации.
1.2. Цель программы
Формирование процесса взаимодействия детского сада и родителей, реализующим право ребенка на счастливое детство, самореализацию, а так же оптимизация выполнения семьями своей воспитательной функции.
1.3. Законодательно-нормативное обеспечение программы
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Устав образовательного учреждения
3. Программа воспитания и образования в детском саду
1.4. Объекты программы
š Семьи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
š Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения.
Раздел 2
2.1. Этапы реализации программы:
1. Подготовительный – подготовка педагогического коллектива учреждения к реализации модели программы
2. Диагностический – диагностика семей, их потребностей и запросов
3. Основной – проведение мероприятий по формированию и повышению педагогической культуры родителей. Повышение педагогической компетенции педагогического коллектива
4. Итоговый – подведение итогов, анализ полученных результатов, разработка методических рекомендаций
Следует обратить внимание на то, что каждый из этапов имеет своеобразные цели и задачи, реализуется согласно принципам системности и преемственности. Каждый этап самостоятелен, но реализуется в тесной связи со всеми остальными, образуя единую цепь, каждое звено которой имеет свою ценность для реализации, данной программы.
2.2. Формы и методы работы
Условия работы с родителями:
1. целенаправленность, системность, плавность;
2. дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
3. возрастной характер работы с родителями;
4. доброжелательность;
5. открытость.
Методы изучения семьи:
1. анкетирование;
2. наблюдение за ребенком;
3. обследование семьи с помощью перспективных социологических методик;
4. беседы с ребенком;
5. консультации педагога
Формы работы с родителями:
1) Общие, групповые родительские собрания
2) Дни открытых дверей
3) Совместное провидение занятий, досугов
4) Участие родителей в методических мероприятиях
5) Педагогическая гостиная
6) Педагогические консультации и беседы
Формы работы с семьей:
1) Индивидуальные консультации
2) Анкетирование и тестирование родителей
3) Дни и недели открытых дверей
4) Выставки, конкурсы
5) Оформление наглядного материала по вопросам дошкольной педагогики и психологии
6) Театры
7) Консультации, семинары – практикумы для родителей
8) Оформление фотоальбомов о жизни в детском саду
9)Проведение музыкальных, спортивных, интеллектуальных праздников, досуга, утренников с участием родителей
10)Приобщение родителей к совместной деятельности
11)Родительские собрания, круглые столы
12) Диагностика по группам
2.3. Ожидаемые результаты
1. Совершенствование партнерских взаимоотношений между педагогами и семьями воспитанников;
2. Повышение педагогической культуры родителей;
3. Оказание корректной психолого-педагогической поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей;
4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе по взаимодействию с семьями воспитанников;
5. Установление доверительных отношений между детским садом и семьей.
Раздел 3
Направления работы
Содержание работы
Сроки выполнения
Ответственный
Рекламная деятельность: создание презентативного имиджа учреждения
1. Создание (обновление)
- информационных буклетов
- визиток
- памятки для родителей
В течение года
Заведующая
Старший воспитатель
Педагог-психолог
Учитель - логопед
2. Размещение информации:
- сайт дошкольного учреждения
- статьи в районной газете Мещанская слобода
В течение года
Заведующая
Старший воспитатель
3. «Дни открытых дверей» (в том числе для родителей будущих первоклассников)
Ноябрь
Апрель
Май
Заведующая
Старший воспитатель
Воспитатели
Работа с педагогическим коллективом
1.Тематический контроль
«Работа педагогов по приобщению родителей к воспитанию и развитию детей»
Февраль
Старший воспитатель
2. Методическая работа:
- педагогический совет « Приобщение родителей к воспитанию и развитию детей путем повышения уровня их педагогической культуры »
- консультация « Повышение педагогической культуры родителей, как одна из приоритетных задач »
- семинар-практикум «Методические рекомендации педагогам по взаимодействию с родителями»
По плану
Заведующая
Старший воспитатель
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Музыкальный руководитель
Воспитатель ФИЗО
3. Оформление выставки для педагогов «Детский сад и семья – лучшие друзья»
Март
Старший воспитатель
4. Разработка рекомендаций «Профилактика конфликтов в ситуации педагог – ребенок - родитель »
Март
Старший воспитатель
Педагог-психолог
Работа с семьями воспитанников
1. Анкетирование родителей:
- выявление потребностей в получении необходимой педагогической информации (проблемы воспитания и обучения)
- « В какие игры играют Ваши дети?»
- Пожелание родителей на следующий учебный год
Сентябрь
Январь
Май
Старший воспитатель
Педагог-психолог
2. Составление аналитико-информационных карт
Октябрь
Старший воспитатель
3. Собрания
- общее родительское
- погрупповые
Сентябрь
Октябрь
Февраль
Май
Заведующая
Старший воспитатель
Воспитатели
Специалисты
4. Оформление наглядной информации
- « Адаптация ребенка к детскому саду »
- « По дороге в детский сад »
- « Психологические особенности развития дошкольников »
- « Безопасность ребенка в зимний период »
- « Уроки безопасности »
- « В отпуск вместе с ребенком »
В течение года
Старший воспитатель
Воспитатели
5. Консультации:
- «Адаптационный период у дошкольников»
- «Традиции семьи – как основа патриотического воспитания»
-«Азбука чистоты и здоровья»
- «Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей»
Сентябрь
Декабрь
Февраль
Март
Старший воспитатель
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Старшая медсестра
Воспитатель ФИЗО
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов
1. Праздники
- «Здравствуй, спорт!»
- «К нам приходит Новый год»
- «В зимний холод – всякий молод»
- «Любимой нашей мамочке!»
- «Светлая Пасха»
- «В добрый путь»
- «Лето красное»
Сентябрь
Декабрь
Январь
Март
Апрель
Май
Май
Заведующая
Старший воспитатель
Воспитатели
Специалисты
2. Досуг
- Осенний пирог
- «Веселые старты»
- «Осенний калейдоскоп»
- Мы любим спорт
- Рождественские встречи
- «Будем в армии служить»
- «Молодцы-удальцы»
- «Солнышко встречаем»
- «Да здравствует весна!»
- «Добрая, красивая планета Земля»
- «День победы»
- «За здоровьем в поход»
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Февраль
Март
Апрель
Апрель
Май
Июнь
Заведующая
Старший воспитатель
Воспитатели
Специалисты
3. Конкурс
- «Самодельная игрушка»
- «Наряд для елочки»
- «Маленький скульптор»
- «Широкая Масленица»
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Заведующая
Старший воспитатель
Воспитатели
Специалисты
4. Выставка
- «Зима-мастерица»
Январь
Заведующая
Старший воспитатель
Воспитатели
Специалисты
5. Субботники «Цветочная мозаика»
Май
Заведующая, завхоз



Комментариев нет:

Отправить комментарий